Срок возмещения убытков по осаго

Содержание

Почему это важно

Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.

Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.

  • Страховое законодательство, в частности, Закон об ОСАГО непрерывно меняется с 2014 года, вносятся все новые дополнения. Меняются сроки рассмотрения заявления и выплат в сторону сокращения, увеличиваются возможные суммы выплат по страховке.
  • В частности, в 2020 году при сборе документов по ДТП необходимо предоставить копию полицейского протокола по ДТП и личные данные участников столкновения, включая номера полисов ОСАГО. Водителям следует проявлять внимательность и быть в курсе всех новых изменений и постоянно отслеживать актуальные нововведения. Особое внимание следует уделить срокам предоставления документации.
  • Независимая экспертиза с оценкой повреждений автомобиля теперь может проводиться только после вынесения решения экспертов страховой компании. Если вы недовольны оценкой страховых экспертов, вы вправе заказывать дополнительную независимую экспертизу и взыскивать со страховой документально подтвержденную разницу стоимости ремонта в судебном порядке.
  • Страховым компаниям есть что ответить на желание клиентов получить более дорогой ремонт в денежном эквиваленте. Согласно законодательству ОСАГО, страховая компания вправе заменить денежную выплату возмещения ущерба на ремонт и восстановление ТС в одном из своих партнерских автосервисов. Это позволяет страховой компании сэкономить средства и избежать манипуляций с деньгами. Важно знать, как именно будет выполняться замена поврежденных запчастей. Практикуются 2 основных схемы – замена любых поврежденных деталей новыми, независимо от уровня изношенности и замена старых запчастей исправными, но бывшими в употреблении.

Как оформить ДТП?

Если соблюдены следующие условия, то аварию можно оформить с помощью европротокола:

  • вред в ДТП причинен только транспортным средствам и этих ТС было два,
  • оба водителя согласны с обстоятельствами ДТП и перечнем видимых повреждений у автомобилей,
  • в происшествии нет пострадавших и погибших,
  • ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО (имеются действующие полисы ОСАГО).

Для этого необходимо совместно заполнить извещение, при этом каждый водитель подписывает оба листа извещения с лицевой стороны. Оборотную сторону каждый из участников ДТП заполняет сам.

Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполняется, если есть пострадавшие или причинен ущерб иному имуществу, тогда оформлением ДТП должны заниматься сотрудники ГИБДД. Они фиксируют все обстоятельства и выдают документы, с которыми потерпевший отправится в страховую компанию.

Срок возмещения убытков по осаго

Иногда на ДТП приезжают так называемые аварийные комиссары. Это не сотрудники ГИБДД и они не имеют права оформлять аварию, но есть видимо некая договоренность между сотрудниками ГИБДД и этими комиссарами, поэтому последние фиксируют обстоятельства и потом передают материалы в ГАИ.

Доверять оформление аварийным комиссарам можно только на свой страх и риск… В случае, если при оформлении ДТП они что-то укажут или сделают неправильно, спросить уже будет не с кого.

Аналогично, если они потеряют или не передадут материал в ГАИ, то оформить ДТП заново будет крайне проблематично, иногда даже невозможно. Иногда комиссары не стесняются за свою работу еще и денег требовать, поэтому решите для себя заранее, будете ли вы, в случае ДТП, им доверять или же настоите на приезде сотрудников полиции.

Доплата за ремонт

В 2020 году для физических лиц, транспортное средство которых зарегистрировано на территории РФ, установлен приоритет натурального возмещения ущерба (ремонт на СТОА), нежели выплата стоимости восстановительного ремонта деньгами.

Но есть и исключения, при которых страховщик обязан произвести выплату деньгами. Такое происходит в случаях:

  1. полной гибели транспортного средства;
  2. смерти потерпевшего;
  3. причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая (нужно отдельно указывать в заявлении);
  4. если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 Закона об ОСАГО (нужно отдельно указывать в заявлении);
  5. если стоимость восстановительного ремонта превышает лимиты в 400 000 и 100 000 рублей в зависимости от способа оформления ДТП;
  6. если в соответствии с пунктом 22 Закона об ОСАГО вина признана обоюдной, а доплачивать в автосервисе участники аварии не согласны;
  7. если автосервис не удовлетворяет требованиям к ремонту вашего авто (например, у страховой организации нет договоров с официальными дилерами, а вашему автомобилю менее 2 лет);
  8. если страховщик не может организовать ремонт на станции, которую выбрал потерпевший при заключении договора ОСАГО и потерпевший не согласен ремонтировать авто на другой станции;
  9. наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Подробнее про выбор между выплатой и ремонтом читайте в нашей предыдущей статье: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?

Если ваш страховой случай не подпадает под указанные выше исключения из общего правила, а соглашение на выплату вам или не предложили, или оно невыгодное, то это еще не все способы как можно получить выплату деньгами.

Потерпевший имеет право изменить форму страхового возмещения с ремонта на денежную выплату если страховщик или станция нарушают его права.

Вспомните, какой срок дается страховщику на выдачу направления на ремонт, правильно, 20 дней. Если срок прошёл, а направления всё нет, разве потерпевший обязан ждать, когда СК соизволит организовать ремонт – нет. В таком случае, потерпевший имеет право потребовать выплату деньгами.

Если же СК отправила направление в двадцатидневный срок, но оно пришло за пределами этого 20 дневного срока, тогда вы обязаны предоставить автомобиль на СТО, причем в течение срока, указанного в направлении.

Если указанный в направлении срок уже истёк, пока шло письмо или скоро истекает, и вы не успеваете сдать машину на СТО, то вы обязаны в разумный срок после получения данного направления предоставить машину на ремонт. Об этом указал Верховный Суд РФ в п. 60 Постановления Пленума ВС РФ № 58 от 26 декабря 2017 года.

Если машину у вас в сервисе на ремонт не примут, а срок в 20 дней уже прошёл, и страховщик не сможет выдать вам новое направление, тогда у вас также появляется право требовать выплату деньгами.

Машину могут принять, но потребовать доплату за ремонт, поскольку суммы, согласованной со страховщиком явно недостаточно для нормального ремонта. Вы вправе отказаться от доплаты, какой бы она ни была и получить выплату страхового возмещения деньгами.

Еще возможна ситуация, когда машину все же примут в ремонт и доплату не потребуют. Но к ремонту так и не приступят. В таком случае, если станция технического обслуживания не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к сроку становится явно невозможным, потерпевший вправе изменить способ возмещения вреда и потребовать выплату страхового возмещения в размере, необходимом для устранения недостатков и завершения восстановительного ремонта. (п. 53 ППВС РФ № 58 от 26.12.2017 года).

На эту тему можно было написать отдельную статью, потому что сколько сервисов по ремонту, столько и различных ситуаций может быть, а универсального способа сдать машину нет.

Остановимся на неких фундаментальных правилах, которых следует придерживаться в любом сервисе.

  1. Приезжая на СТО сдавать машину в ремонт, необходимо, понимая, что слова к делу не подошьешь. Если дойдет до суда, то у вас должны быть доказательства того, что и как происходило на станции, кто что говорил и что делал. Для этого необходимо с самого начала вести аудиозапись и видеосъемку, причем таким образом, чтобы было видно, когда, и куда вы приехали, по какому адресу, в какой сервис, какую машину собираетесь сдавать в ремонт, по какому направлению. С кем вы общаетесь, и кто присутствует, кроме вас. Лучше, если вы будете со свидетелем, который, кстати, и может вести видеосъемку. Съемку можно производить как скрытую, так и открыто, в зависимости от ситуации, главное, чтобы не было конфликта и вы не пострадали.
  2. Запись в автосервис – забудьте об этом! Если вы позвонили на СТО договориться о своём визите? и вам говорят, что ближайшая дата, когда вас смогут принять – через неделю/две/месяц, то к этой информации можно прислушиваться только в одном случае – если срок, который указан в направлении на ремонт, позволяет приехать, допустим через неделю. Если же срок уже вышел или предлагают даты за пределами срока, то на них не стоит ориентироваться. В любом случае, вы должны сдать машину в ремонт или в указанный в направлении срок или же в разумный срок с момента получения направления (7 дней), о чем писалось выше. Приезжайте без приглашения. Вам всегда рады!
  3. Страховщик выдает вам направление на ремонт. Именно на ремонт – это важно. Ведь, когда вы приедете на станцию техобслуживания с этим направлением, вам в большинстве случаев скажут, что машину надо сперва разобрать, осмотреть, посчитать стоимость ремонта, согласовать эту стоимость со страховщиком, заказать запчасти, и только после всего этого смогут у вас принять машину непосредственно в ремонт. Но всё это сделать и согласовать должен был страховщик, причем в те 20 дней, которые на это отведены законом. Не считая заказа запчастей. Но и это уже заботы сервиса, где и что заказывать.
  4. Срок восстановления начинает исчисляться только с момента сдачи машины непосредственно в ремонт. Срок этот по закону не должен превышать 30 рабочих дней. Это необходимо помнить и учитывать при общении с сотрудниками СТО. Если вы просто покажете машину и потом уедете, то срок ремонта исчисляться не начнет, и ждать согласования суммы со страховщиком вы можете не один месяц, а отремонтированную машину – почти вечность.
  5. Показать машину и уехать на ней обратно, не оставляя в сервисе, можно только в одном случае – если вам в направлении или каком-либо акте напишут, что машину вы на СТО предоставили такого-то числа, что срок ремонта начинает исчисляться с этого дня. Просто, чтобы ваша машина не занимала место, её примут позже, непосредственно на ремонт, который из этих тридцати может занять 2-3 дня.
  6. Направление. Единой формы нет, ЦБ не удосужился её утвердить, чем воспользовались страховщики. У каждой страховой компании своё направление и, конечно же, свой текст в нём. Внимательно читайте всё направление. Особенно то, что маленьким шрифтом. Очень часто в документе указано, что вы даёте своё согласие на увеличение срока ремонта, на использование б/у или неоригинальных запчастей, что готовы за что-то там заплатить, доплатить и тому подобное. Вас просто просят подписать направление и ничего этого не рассказывают. Необходимо самостоятельно, письменно в направлении написать, что с такими-то условиями вы не согласны и своего согласия на что-то не даёте. Каждую такую запись необходимо заверить своей подписью. (Например: “Согласия на увеличение срока ремонта не даю. Срок ремонта не может превышать 30 рабочих дней. Согласия на использование бывших в употреблении, восстановленных, неоригинальных или контрафактных запчастей при ремонте не даю“.) После такого вероятность того, что машину у вас примут в ремонт, стремится к нулю.
  7. Страховщик обязан не просто выдать направление на ремонт, но и согласовать с вами и с сервисом стоимость и перечень ремонтных работ. Если этого сделано не было, тогда это возможно сделать и после, но главное, чтобы уже начал исчисляться срок ремонта. Если в процессе ремонта обнаружатся еще какие-то скрытые повреждения, то их они также должны быть согласованы и с вами, и со страховщиком. Каким образом это будет осуществляться, должно быть прописано в направлении на ремонт или акте-приема передачи машины или в заказ-наряде – в любом документе, который вам выдадут в момент принятия машины для ремонта.
  8. На станции вам могут дать на подпись не только направление на ремонт, но какое-либо соглашение или договор. Обычно договор уступки права требования (цессии). По этому договору вы своё право требования страхового возмещения к страховщику (а возможно и к причинителю вреда) передаёте станции и лишаетесь возможности вообще что-либо требовать, как от станции, так и от страховщика. Будьте внимательны, не подписывайте такие договоры на СТО.

Ремонт по ОСАГО ничем не отличается от обычного и к нему предъявляются схожие требования. Ремонт должен осуществляться по технологии производителя, рекомендованными производителем запчастями. Допустимо использовать только сертифицированные технологии ремонта, нельзя постучать молотком, ляпнуть шпатлевки и сказать, что так и было.

В Законе об ОСАГО и Правилах страхования указаны лишь требования к станциям, на которых можно производить ремонт.

Так, например:

  • срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней;
  • максимальная длина маршрута до СТО по дорогам общего пользования от места ДТП или от места жительства потерпевшего не должна превышать 50 км.

Причем именно потерпевший выбирает откуда эти 50 км отсчитывать, от места ДТП или от дома. Исключением служит случай, когда страховщик организовал и(или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения ремонта и обратно. ТС с года выпуска которого прошло менее 2х лет, должно ремонтироваться только на сервисах ОД. Если вам предлагают иной сервис, вы вправе отказаться и получить выплату деньгами.

Как сдавать машину в ремонт, мы уже рассказали, необходимо рассказать и как её забирать из ремонта. Казалось бы, машина готова, забрал и поехал, но не тут-то было.

Необходимые документы для осуществления ПВУ

  • в ходе ремонта могут использоваться неоригинальные запчасти;
  • существует практика ремонта пострадавших деталей вместо их замены новыми;
  • выделенных часов на проведение восстановительных работ может быть недостаточно;
  • повреждения нередко устраняют не полностью;
  • автовладельца может не удовлетворить качество проведенных работ.

Если вас не устраивает размер компенсации в счет оплаты ремонта, нужно обратиться в независимую экспертизу и сформировать претензию к страховой компании. В случае отказа следует решать вопрос через суд.

С страховые компании должны заключать договор с СТО в соответствии с действующим законодательством. Последние, в свою очередь, реализуют конкретный перечень услуг по восстановлению авто. Станции техобслуживания должны отвечать следующим требованиям:

  • располагаться на расстоянии в 50 и более км от места аварии и проживания владельца пострадавшего автомобиля;
  • срок проведения восстановительных работ не может превышать 30 дней;

Автовладелец имеет право отказаться от услуг СТО, предложенной страховой компанией, и выбрать сервис самостоятельно.

Если ремонт проводится за счет страховой компании, его стоимость определяется следующим образом:

  • производится оценка восстановительных работ. Их стоимость зависит не только от характера и степени полученных повреждений, но и от износа транспортного средства;
  • владелец выбирает СТО из предложенного списка организаций (если автомобиль на гарантии, работы могут выполнить дилерские центры);
  • в течение 30 дней транспортное средство должно быть восстановлено.

Оплату ремонта производит страховая компания.

Денежная компенсация возможна в следующих случаях:

  • когда автомобиль не подлежит восстановлению;
  • стоимость ремонта более 400 тысяч рублей, а доплачивать из собственных средств автовладелец не намерен;
  • восстановительные работы нельзя провести в отведенные сроки (30 календарных дней);
  • владелец обратился в РСА, который одобрил просьбу заменить оплату ремонта денежной компенсацией;
  • страховая компания и пострадавший в ДТП автовладелец сумели договориться между собой (соглашение должно быть оформлено письменно).
Предлагаем ознакомиться  Как правильно заменить права по истечении срока

В страховую компанию нужно направить заявление вместе с пакетом оригинальных справок и копий документов. Полный комплект включает в себя следующие бумаги:

  • копию паспорта виновника аварии;
  • оригинал справки из ГИБДД;
  • копии документов на автомобиль;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • копия протокола о правонарушении или отказе в возбуждении административного дела
  • реквизиты счета, на который будут перечислена компенсация.

На сумму страхового возмещения по ОСАГО оказывает влияние множество факторов, но по действующему закону страховая компания в итоге должна оплатить сумму, достаточную для восстановления транспортного средства (а это и работы, и услуги). Но в правилах ОСАГО также есть пункт, по которому в расчете страховой выплаты принимает участие коэффициент износа автомобиля, именно с помощью него страховщики и пытаются сэкономить. Также часто оценщики от страховой компании не учитывают скрытые дефекты, возникшие в результате аварии, что тоже занимает стоимость ущерба.

Акт осмотра оценщика – это то, на чем основывается расчет полагающейся потерпевшей стороне компенсации, поэтому при проведении экспертизы необходимо тщательно следить за добросовестностью специалиста. Если же результат осмотра Вас не устраивает, есть смысл обратиться за помощью к независимым экспертам.

Ранее пострадавшая при ДТП сторона могла выбрать форму предоставления компенсации: денежную или материальную. Однако с апреля 2017 года приоритетной формой возмещения ущербы был установлен ремонт (то есть натуральная форма компенсации). Такое решение было принято в целях препятствования реализации мошеннических схем, связанных с необоснованным получением материальной компенсации.

Натуральная форма возмещения по ОСАГО позволяет не учитывать износ машины, но вместе с тем на практике при ее реализации водители сталкиваются со множеством проблем. Например, сервисы часто используют неоригинальные детали или устраняют повреждения не полностью. В таком случае водитель может провести независимую экспертизу и требовать у страховой возмещения ущерба через суд.

Несмотря на приоритет страховой выплаты в натуральной форме, закон все же оставляет возможность водителю получить компенсацию деньгами. Это можно сделать в следующих случаях:

  1. если автомобиль не подлежит восстановлению
  2. если стоимость ремонта превышает максимальный лимит (400 тысяч рублей) и собственник не желает оплачивать разницу
  3. если ремонт будет продолжаться более 30 дней
  4. если СТО отдален более чем на 50 км и страховая компания отказывается оплатить транспортировку автомобиля
  5. если в результате ДТП поврежден не автомобиль (например, пострадал ноутбук или разбит телефон)
  6. если вина в ДТП признана обоюдной

Поправки 2018 года в Федеральный Закон № 40 устанавливают, что водитель обязан предоставить страховой компании все документы о ДТП в течение 5 рабочих дней с момента аварии.

Ранее это срок составлял 15 дней, что оставляло водителям некоторый запас времени на сбор документов. Сейчас же очевидно, что затягивать процесс подачи документов в страховую на возмещение ущерба после ДТП не стоит.

Если у водителя по объективным причинам нет возможности предоставить необходимые документы в течение этого срока, он может уведомить страховщика об этом письмом, приложив к нему копию документов, которые подтверждают непреодолимые обстоятельства (больничный лист, подтверждение брони в отеле и т.п.)

С 2018 года не только для водителей уменьшились сроки подачи заявления на выплату. Теперь у страховщика с момента принятия заявления есть лишь 20 рабочих дней на его рассмотрение (ранее этот срок был равен 30 дням).

По истечении этого срока страховая компания должна возместить ущерб или обосновать свой отказ в этом. За каждый день задержки начисляется пени в размере 1%  от общей суммы выплаты (в случае согласия компании на компенсацию). И здесь тоже произошло ужесточение по отношению к стразовым компаниям – ранее сумма неустойки за просрочку выплаты равнялась 0,11% за каждый день.

Не затронули изменения в законе срока исковой давности по ОСАГО – по-прежнему гражданин вправе подать в суд в течение 3 лет со дня нарушения.

Комплект документов для страховой компании будет зависеть от того, какое было ДТП и как его оформляли.

Полный их перечень при причинении ущерба имуществу потерпевших указан в пункте 3.10 и в пункте 4.13 Правил страхования. Самый минимальный комплект будет у потерпевшего, ДТП которого оформлено по европротоколу. Это:

  • заявление о выплате,
  • извещение о ДТП,
  • паспорт выгодоприобретателя (собственника) автомобиля,
  • а также документы, подтверждающие право собственности на машину (чаще всего подходит СТС, но формально таковым является договор купли-продажи).

Те потерпевшие, чьё ДТП оформляли сотрудники полиции, должны будут предоставить еще:

  • копию протокола об административном правонарушении,
  • постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

А те, кто пострадал в ДТП и их здоровью был причинен вред, вынуждены собирать самый большой комплект документов, поскольку необходимо будет предоставлять медицинские документы:

  • справки из медицинской организации,
  • заключение судебно-медицинской экспертизы,
  • документы при утрате заработка и в ряде случаев иные.

Полный перечень этих документов можно найти в 4 главе Правил страхования.

В Законе об ОСАГО, актуальном на 2020 год, срок на обращение указан лишь для случая оформления ДТП по европротоколу – в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после оформления ДТП. Но нарушение данного срока не может быть причиной отказа в страховом возмещении. Поэтому можно говорить о том, что в целом, срок обращения в страховую компанию строго не регламентирован.

Опираться стоит лишь на срок исковой давности, который начнёт исчисляться с 21 дня после обращения в страховую компанию с полным комплектом документов, и который составляет 3 года.

А для случаев причинения вреда жизни и здоровью потерпевшего срока давности на обращение к страховщику по ОСАГО и вовсе нет.

Согласно ст. 208 ГК РФ срок исковой давности не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

Но всё вышеизложенное скорее применимо в каких-то исключительных случаях, ведь каждый из нас будет стараться получить возмещение вреда как можно быстрее, ведь, даже обращаясь к страховщику в максимально короткие сроки, можно прождать выплату год и даже больше, но об этом мы расскажем дальше.

Срок возмещения убытков по осаго

Согласно Закону об ОСАГО страховщик обязан в течение 20 дней со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, произвести выплату страхового возмещения или выдать направление на ремонт вашего транспортного средства. В то же время срок ремонта машины не должен превышать 30 рабочих дней.

Согласно новым правилам, сообщать о ДТП необходимо непосредственно в день происшествия. Вы обязаны позвонить в страховую компанию и уведомить их о происшествии непосредственно с места событий.

Если попали в аварию - что делать, чтобы получить страховку
Случилась дорожная авария. Что делать для возмещения по ОСАГО

Срок подачи документов – 5 дней, желательно подавать документы в день происшествия или в течение 3 дней после. Не стоит забывать, что рассмотрение документации и срок выплаты, которую страховщик обязан произвести, зависит именно от дня подачи документации. Не затягивайте и тем более не откладывайте на последний день.

Важно!Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!

  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно

Задать вопрос

или позвонить по бесплатному номеру

8 800 550-52-76

Менять данные в полисе нельзя, только покупать новый полис

Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.

При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.

Юридическая консультация онлайн

Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.

До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.

После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.

Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.

Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.

Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.

Например, полис купили на год, а через полгода машину продали. Новый владелец должен сам купить себе ОСАГО, а прежний сможет вернуть страховую премию за полгода.

Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.

Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.

Срок возмещения убытков по осаго

ОСАГО — это страхование ответственности при использовании конкретной машины. В полисе указан конкретный человек или несколько. Это их ответственность при использовании автомобиля застрахована. Но если в ДТП с конкретной машиной виноват человек, который не указан в полисе ОСАГО, — это не повод отказать пострадавшему в возмещении убытков.

Например, столкнулись два автомобиля. Выясняется, что виновника нет в полисе ОСАГО, машина принадлежит одному человеку, а за рулем его друг, брат или сват. Иногда пострадавшему отказывали в возмещении: ущерб приходилось взыскивать с этого друга или брата через суд. Суды на местах часто поддерживали такой подход.

Верховный суд объяснил, что это неправильно. Пострадавший все равно имеет право на возмещение по полису ОСАГО, хотя в нем и не указан виновник.

А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.

Все нормы, касающиеся обязательного автострахования, в нашей стране регулирует Федеральный Закон № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который был принят в 2002 году и постоянно изменяется путем внесения поправок в него.

Последние поправки к этому законодательному акту вступили в силу с 1 июня 2018 года и заключаются в следующем:

  1. Сумма страхового возмещения при оформлении европротокола была увеличена в 2 раза с 50 до 100 тысяч рублей (для Москвы и области, а также для Санкт-Петербурга и Ленинградской области она осталась равной 400 тысячам рублей)
  2. Появилась возможность оформить европротокол, даже если стороны ДТП не пришли к компромиссу. Но для этого автомобили должны быть оборудованы системой ЭРА-ГЛОНАСС.
  3. Владельцам автомобилей не будут выдавать дубликаты электронных полисов ОСАГО, а для контроля инспектору ГИБДД достаточно будет предъявить полис в электронном виде.
  4. Была принята новая форма бланка извещения о ДТП

С1 октября 2019 года должны вступить в силу изменения, которые уравнивают выплаты, доступные к получению при оформлении ДТП с привлечением ГИБДД или без него. Максимальный размер страховой выплаты (и по европротоколу тоже) составит 400 тысяч рублей для всех регионов России.

Можно ли обратиться в свою страховую?

В свою страховую не только можно обратиться, но, чаще всего, даже нужно обращаться исключительно туда. Исходя из количества и характеров ДТП, происходящих у нас в стране, чаще всего они удовлетворяют требованиям для прямого возмещения убытков.

В иных случаях следует обращаться к страховщику виновника. А в некоторых случаях потерпевшим приходится обращаться и в РСА, за компенсационной выплатой.

Если машину нельзя доставить на осмотр

Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.

Если возмещение еще не получили, а машина продана, у нового хозяина нет права требовать что-то от страховой компании по прошлым ДТП. Даже если ремонтировать машину собирается именно он.

Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.

Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.

Чтобы понять, на какие компенсации по ОСГАО может рассчитывать виновник аварии, нужно вникнуть в смысл обязательного автострахования, которое страхует ответственность водителя перед другими участниками дорожного движения. Поэтому если вина водителя не подлежит сомнению, рассчитывать на какое-то материальное возмещение по ОСАГО ему не приходится.

Срок возмещения убытков по осаго

Однако если водитель является одновременно и виновником, и пострадавшим (такое может быть при ДТП с участием более 2 машин), то он может побороться за полагающиеся ему выплаты через признание себя потерпевшим посредством суда. В таком случае есть шанс получить половину от общего возмещения по договору ОСАГО.

  • Неверное, неточное указание марки автомобиля. Порой это бывает спровоцировано самой страховой компанией, которая предлагает выбрать на сайте сходную модель. Но при оформлении документов на выплату, это может стать проблемой.
  • Подлог или фальшивые документы о ТО.
  • Отказ от включения в страховку дополнительных водителей, прицепа. Это дает существенную экономию при оформлении ОСАГО, но при наступлении страхового случая может стать основанием для отказа.

Если в оформлении документов имеются ошибки, будет крайне сложно отстоять свое право на выплату в суде. Компания признает договор юридически ничтожным, не имеющим силы.

В каких случаях страховая вправе отказать в выплатах

Бить тревогу уже на 21 день после дня подачи полного комплекта документов страховщику, можно, но не совсем правильно. Страховщик имеет полное право отправить вам направление на ремонт простым письмом, через почту, причем, сделав это на 19 день срока, ничего не нарушит. Поэтому разумнее всего подождать хотя бы 7 дней, на случай если вам было отправлено письмо, а уж только потом затевать спор со страховщиком.

Перед тем, как звонить, писать или ехать к страховщику настоятельно рекомендуем внимательно прочитать и изучить следующие материалы: Статью 16.1 Закона об ОСАГО и нашу статью про финансового уполномоченного.

Не стоит забывать и то, что ОСАГО на данный момент представляет собой “частичное страхование”, то есть даже если страховщик всё правильно посчитает и оценит, произведенной выплаты вам или СТО может не хватить на ремонт. В таком случае остальной ущерб необходимо взыскивать с виновника ДТП.

  • При подаче заявления и отсутствии полного пакета документов. Напомним, что по новым правилам к заявлению и документации к автомобилю и страховым документам, требуется прилагать копию полицейского протоколы об административном правонарушении и полную информацию о ДТП с госномерами всех участников, ВИН кодом, ФИО и номерами полисов ОСАГО.
  • Если водитель не предоставил автомобиль для осмотра экспертами страховой компании в положенный пятидневный срок. Независимая экспертиза до судебных рассмотрений не требуется. Первоначальный осмотр повреждений выполняют именно эксперты страховой.
  • При проблемах и неправильном оформлении страховки ОСАГО. Например, если предоставлены подложные документы – фальшивый диагностический лист ТС, неверно указанная модель автомобиля, ошибки пользователя при онлайн оформлении.
  • В ряде случаев ДТП признается не страховым случаем. Выплат можно не дождаться, если пострадавший водитель был пьян. Но новым нормам, количество промилле в крови выше 0.
  • Проблемы с выплатами могут возникнуть и не по вине водителя. Проблемы с полисом виновника ДТП, отзыв страховой лицензии компании может сказаться на сроках выплат.

Выплаты задерживаются при невозможности определения виновного в ДТП до установки виновного судебным решением. При наличии раненых или погибших, работа страховой может быть приостановлена до выяснения. Также выплаты могут быть приостановлены, если один из участников скрылся с места ДТП.

Если пропущен срок обращения за ремонтом

О своём несогласии с качеством ремонта, о выполнении всех ремонтных воздействий и т.п. нужно указывать непосредственно при подписании данного акта приема-передачи. Если вы подпишите этот документ без замечаний, то доказать потом, что ремонт осуществлен некачественно, и предъявить это страховщику будет весьма затруднительно. Исходя из этого есть 2 или даже 3 варианта действий.

  1. Вы эксперт и самостоятельно можете осмотреть машину и указать все замечания и недочеты произведенного ремонта в акте.
  2. На приемку машины вы приезжаете с экспертом, с которым заранее договорились.
  3. Вы самостоятельно принимаете машину, практически не глядя, но в акте приема-передачи указываете все возможные замечания, которые в дальнейшем сможет обнаружить эксперт, к которому вы пригоните машину. Например: окраска бампера выполнена не по технологии, присутствует разнотон; нарушение технологии ремонта; при ремонте были использованы бу, восстановленные, неоригинальные или контрафактные запчасти; ремонтные воздействия выполнены не в полном объеме. С такой записью в акте можно ехать в экспертную организацию, где уже эксперт проверит качество выполненного ремонта, посчитает стоимость устранения недостатков и выдаст экспертное заключение, с которым вы и будете предъявлять требования страховщику.
Предлагаем ознакомиться  Существует ли ограничение срока подачи заявления об увольнении

Напомним, что если срок 30 рабочих дней истечет, а машина не будет надлежащим образом отремонтирована, то страховщику будет начисляться неустойка по 0.5% в день от суммы восстановительного ремонта, но не более суммы такого ремонта.

Претензия потерпевшего к страховщику в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства рассматривается с учетом особенностей, установленных статьей 16.1 Закона об ОСАГО – это одно из последних изменений в законодательстве 2020 года.

О спорах со страховщиком и о взаимодействии с финансовым омбудсменом мы уже писали в отдельной статье Финансовый уполномоченный в ОСАГО: споры потерпевших и страховщиков по-новому.

Если же ситуация не разрешится финупом, тогда придется судиться со страховщиком и требовать страховое возмещение.

К сожалению, все эти манипуляции занимают очень много времени, а суд и вовсе может длиться около года, поэтому необходимо сразу настраиваться на то, что быстро получить страховое возмещение от страховщика, который не исполняет свои обязательства не получится.

При ремонте на СТО запрещено:

  1. использовать б/у детали
  2. использовать неоригинальные детали
  3. производить ремонт деталей вместо их замены

На все выполнение работы СТО предоставляет гарантию (от 6 до 12 месяцев в зависимости от вида работ).

В случае превышения ремонтом срока 30 дней, за каждый день просрочки страховая компания обязана заплатить неустойку.

Если пострадавшего не устраивает качество ремонта, он может написать досудебную претензию страховой компании.

Если водители оформили аварию по европротоколу без вызова ДПС, есть лимит по сумме ущерба. Сейчас это 50 тысяч рублей, а с 1 июня 2018 года будет 100 тысяч. Страховая компания не обязана возмещать ущерб в большем размере.

Но если после ДТП обнаружился вред здоровью или имуществу, о котором не было известно сразу, пострадавший может обратиться в страховую виновника за дополнительной компенсацией — даже если аварию оформили без вызова ДПС.

Если из-за страхового случая появились расходы, которые нужно возместить деньгами, а вам говорят, что всё, теперь возмещение только ремонтом, — не верьте и добивайтесь своего. Возмещение ремонтом касается только повреждений автомобиля, а ОСАГО покрывает не только его. Правда, нельзя забывать о лимите выплат за вред имуществу. Если суммы не хватит, разницу можно потребовать с виновника.

Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.

Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.

Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.

Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.

Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию.

Как считают компенсацию

Разберём основные ситуации, в которых страховая компания может отказать в компенсации ущерба своему клиенту. При этом такой отказ вовсе не означает, что потерпевший не сможет получить средства, а лишь говорит о том, что СК перенаправит клиента в компанию виновника.

Перечень ситуаций, в которых СК откажет в ПВУ на основании приложения №7 к «Соглашению о ПВУ», можно представить так:

  • компания виновника уже приняла заявление по этому ДТП (по любым причинам);
  • в результате ДТП было начато судебное разбирательство (при этом неважно, по какому поводу – главное, чтобы он был связан с аварией);
  • ДТП оформили по Европротоколу, но при этом участники сомневаются в правильности составления сопутствующих бумаг;
  • в распоряжении одного из участников имеется только «Зелёная карта», при этом полис ОСАГО отсутствует;
  • инспектор не смог с уверенностью установить, кто именно является виновником происшествия.

Если получению прямого возмещения убытков по ОСАГО от собственной страховой компании ничего не мешает, то можно смело приступать к его оформлению.

Несмотря на то, что введение безальтернативного ПВУ закрыло ряд существенных пробелов в процедуре получения компенсации, ряд проблем всё же остаётся актуален.

При оформлении прямого возмещения убытков по ОСАГО можно столкнуться со следующими трудностями:

  • сумма выплаты по ПВУ может быть на 15-25% ниже реальной;
  • страховщики часто пытаются склонить клиента при первом посещении подписать соглашение о выплате, которое фиксирует сумму возмещения и срок его выдачи;
  • любая ошибка в документах по ДТП может стать законной причиной для отказа в прямой выплате (особенно актуально, когда участники не вызвали сотрудников ГИБДД);
  • ДТП произошло без контакта между ТС, а в условиях к получению ПВУ указана формулировка «два ТС».

Разберём эти проблемы несколько подробнее.

Первая проблема – занижение выплат. Даже не взирая на то, что законодательство предусмотрело обязательность и безальтернативность выплат по страховому случаю, СК всё же могут постараться занизить сумму.

Суть проблемы кроется в том, что при использовании ПВУ проводки расчётов для страховой компании ведутся по строго фиксированным суммам, определённым Российским Союзом автостраховщиков. РСА не интересуется тем, каков размер конкретной выплаты по страховому случаю – сумма возмещения затрат для СК со стороны РСА формируется исключительно по информации о пострадавшем автомобиле и регионе, в котором произошло происшествие.

Результатом такого подхода становится то, что страховщик может как понести существенные убытки, так и ощутимо заработать на своём клиенте. Подобные возможности способствуют тому, что СК стараются занижать суммы выплат всеми доступными способами. Занижение размеров возмещений при ДТП с дорогим транспортным средством позволит покрыть затраты, а при аварии с дешёвым автомобилем – неплохо заработать на возврате от РСА.

В результате получается так, что разница в суммах между стандартным возмещением и выплатой методом ПВУ может составлять около 30%.

Вторая проблема – оформленное соглашение о выплате. Оформление такого документа – это распространённая хитрость, которой стараются пользоваться страховщики в 2020 году. Эта бумага имеет юридическую силу и устанавливает фиксированный размер выплаты при наступлении страхового случая, а также дату и порядок её получения. Если клиент согласился на подобный вариант, то он лишается возможности проведения реальной оценки ущерба при ДТП.

При наличии соглашения страховая попросту выплатит ту сумму, которая указана в документе. Конечно, эта сумма может превышать реальный ущерб, однако такое происходит крайне редко. Пострадавший может оспорить это соглашение в судебном порядке, однако практика показывает, что подобные дела редко решаются в пользу заявителя.

Третья проблема – отсутствие непосредственного контакта между автомобилями. Закон гласит, что одним из условий выплаты ПВУ является участие в ДТП двух транспортных средств. Это означает, что автомобили обязательно должны столкнуться. В противном случае на прямое возмещение рассчитывать не придётся.

Судебная практика устанавливает, что подобные ДТП считаются страховыми случаями тогда, когда автомобиль во время аварии использовался по назначению: ехал, остановился, парковался, буксировался и т. п.

Для расчета ущерба другому имуществу, кроме самой машины, нужен оценщик. Например, по методичке ЦБ нельзя посчитать расходы на ремонт ограждения на АЗС. Для этого составят отдельную смету.

Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.

Дополнительные компенсации могут быть такими:

  • за немотивированный отказ в страховой выплате — 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
  • за просрочку выплаты или направления на ремонт — 1% от суммы за каждый день;
  • за затянувшийся ремонт — 0,5% в день.

Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.

Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.

Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.

Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.

Если придет время разбираться, почитайте пункты 77—87 постановления Пленума ВС. Там про расчет неустойки. А в пунктах 88—103 подробно про то, в какой суд обращаться с иском.

Ремонт или денежная компенсация

Срок возмещения убытков по осаго

Правильно считать срок выплаты в 20 дней именно после даты принятия страховой компанией заявления о выплате со всеми необходимыми документами. Что означают праздничные нерабочие дни? Это те праздничные дни, которые считаются официально нерабочими выходными днями. А вот обычные суббота и воскресенье под эти даты не попадают.

Давайте рассмотрим на примере! В нашем примере официальными нерабочими праздничными днями считаются 1, 2, 3 и 8, 9, 10 мая 2020 года. Вы являетесь потерпевшим в ДТП и подали заявление со всем необходимым набором документов 25 апреля 2020 года. Это значит, что выплату Вы получите в срок до 21 мая 2020 года.

Следует учесть, что в страховых часто любят говорить якобы о начале течения срока в 20 дней только после осмотра или экспертизы повреждённого авто. Это незаконно, так как цитата закона выше исчисляет данный срок именно с даты подачи заявления с набором документов о ДТП в страховую компанию. Ещё один распространённый случай, когда страховщики говорят про 20 рабочих дней — это также незаконно, так как статья предусматривает именно календарные дни, кроме праздничных нерабочих.

Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.

Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.

Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.

Соглашение между страховщиком и потерпевшим

Отдельно необходимо рассказать вам именно про этот случай возмещения деньгами, так как страховщики, пользуясь невнимательностью потерпевших и отсутствием у них полного представления о ситуации, склоняют к подписанию соглашений, которые зачастую не выгодны потерпевшим.

Внимательно читайте, то, что вам предлагают подписать. Соглашение может быть как просто на замену способа возмещения с ремонта на денежную выплату, так и соглашение на выплату конкретной суммы, которая прописывается в этом соглашении.

В случае замены формы возмещения с ремонта на выплату всё более или менее “безопасно”, страховщик осматривает авто, считает ущерб и производит выплату, всё как было раньше.

Самое интересное, когда страховщик предлагает подписать соглашение с указанием конкретной суммы страхового возмещения. Данную сумму он указывает, исходя из осмотра транспортного средства, Но это не значит, что в соглашении указана полная сумма ущерба, которую насчитали.

Зачастую страховые компании осматривают машины поверхностно, без разбора и осмотра скрытых повреждений.

  • После такого неполноценного осмотра вы даже не будете знать весь перечень повреждений вашего автомобиля, не говоря уже о полной сумме восстановительного ремонта.
  • После такого осмотра в соглашении указывается не полная сумма ущерба, с которой вы соглашаетесь. А, подписывая такое соглашение, вы отказываетесь от дальнейших претензий к страховщику, об этом обязательно будет пункт, в тексте соглашения.

В итоге вы можете получить лишь малую часть страхового возмещения, которой не хватит на ремонт машины.

Оспорить данное соглашение в суде в 2020 году очень сложно, но можно… Нужно признавать такое соглашение недействительным и доказывать, что страховщик провел неполный осмотр ТС и указал не все повреждения, в результате чего вы не могли адекватно оценить ущерб и сделать правильный выбор.

Крупнейшие игроки на рынке ОСАГО, такие, как Росгосстрах, Ингосстрах, Альфа Страхование, РЕСО – практически все страховые компании активно производят выплаты страхового возмещения деньгами с подписанием соглашений, поэтому внимательно читайте бумаги, которые вам дают подписывать, и не принимайте необдуманных решений. Лучше возьмите паузу и проконсультируйтесь с юристом.

Когда не получится осуществить прямое возмещение убытков по ОСАГО в 2020 году?

В соответствии со статьёй 14.1 ФЗ N40-ФЗ, прямое возмещение убытков по ОСАГО – это получение ключевых страховых выплат пострадавшим у своей же страховой компании.

Система ОСАГО была введена в России в 2003 году Федеральным законом N 40-ФЗ от 25.04.2002, который обычно называют «Законом об ОСАГО». Следуя старым правилам, гражданин, пострадавший в ДТП, должен был обращаться за компенсацией исключительно к страховщику виновника. Поскольку далеко не все страховые компании добросовестно выполняют свои обязанности, потерпевшие часто сталкивались с проблемами.

Обнаружив эту тенденцию, законодатели решили разрешить автовладельцам самостоятельно выбирать, чей страховщик выплатит возмещение вреда. По изменённым правилам потерпевший смог действовать по двум сценариям:

  • стандартный – получение средств от страховой виновника;
  • альтернативный – прямое возмещение убытков по ОСАГО от собственной СК.

В 2014 году власти полностью пересмотрели «Закон об ОСАГО» и 2 августа 2014 года ввели в силу первый пакет изменений в статью 14.1, который предусматривал создание процедуры безальтернативного возмещения.

Совместно с введением системы ПВУ (прямого возмещения убытков по ОСАГО) в статье 14.1 ФЗ N40-ФЗ были сформированы указания для потерпевшего и СК:

  • для страховщика – зоны ответственности компаний;
  • для потерпевшего – способы определения компании, ответственной за выплату в конкретном ДТП.

Сам термин «безальтернативное» показывает, что потерпевший лишён права выбирать компенсирующую сторону. При этом и страховщик не сможет схитрить и отправить гражданина к компании-конкуренту.

ПВУ по ОСАГО в 2020 году регламентируется пунктами 1-9 статьи 14.1 ФЗ №40. Ключевые положения закона неоднократно изменялись и дополнялись.

Правовые и финансовые отношения между страховщиками, выполняющими выплаты по ОСАГО, регулируются статьями 183, 366 и 325 ГК РФ.

Список регулирующих документов дополняет Соглашение между страховой компанией по прямому возмещению. Любая компания, которая входит в Российский Союз автостраховщиков, обязана следовать пунктам этого соглашения. Общие указания описаны в статье 26.1 всё того же ФЗ №40.

Нужно понимать, что в 2020 году далеко не каждый страховой случай позволяет пострадавшему пользоваться прямым возмещением убытков по ОСАГО.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам:

7 (499) 938-50-82

Москва;

7 (812) 425-68-16

Санкт-Петербург;

7 (800) 350-14-96

Бесплатный звонок для всей России.

  1. Число участников ДТП. ПВУ можно воспользоваться только тогда, когда в аварии участвовало только два ТС.
  2. Наличие пострадавших. В ДТП не должен быть нанесён вред здоровью, жизни или материальным ценностям (помимо самого транспорта).
  3. Доказательство виновности. ПВУ можно получить, если результаты ДТП позволяют чётко и безапелляционно определить, кто является виновником, а кто – пострадавшим.
  4. Актуальность полисов ОСАГО. Обе стороны обязаны иметь на руках полис ОСАГО от компаний, обладающих актуальной лицензией.

Несоблюдение хотя бы одного из этих условий может стать основанием для отказа в прямом возмещении убытков на основании приложения №7 к «Соглашению о ПВУ». Пострадавшему придётся обращаться к страховщику виновника.

Введение безальтернативного ПВУ обеспечило ряд изменений в условиях получения прямого возмещения по ОСАГО в 2020 году:

  1. Запрещён самостоятельный выбор пострадавшим стороны, которая будет оплачивать ущерб.
  2. ПВУ недоступно для видов повреждений, не относящихся к прямым повреждениям транспортного средства.
  3. Автомобильные прицепы, считающиеся отдельными транспортными средствами, не берутся в учёт как полноценные участники ДТП. Это нововведение имеет особое значение, поскольку ранее правило «два участника ДТП» могло быть нарушено наличием прицепа у пострадавшего или виновника.
Предлагаем ознакомиться  Компенсации при увольнении на испытательном сроке

Важное уточнение: если условия для получения ПВУ выполнены, но СК объявила себя банкротом и потеряла лицензию, пострадавший всё равно получит деньги от страховой виновника. Об этом говорит приложение №7 к «Соглашению о ПВУ». Средства возьмут из компенсационной базы РСА. В 2020 году СК не может отказать в выплате по причине того, что владелец полиса и пострадавший водитель являются разными лицами.

В заявлении о прямом возмещении убытков по ОСАГО нужно обязательно указать следующие сведения:

  • название страховой компании;
  • персональная информация о заявителе (контактная информация, адрес проживания, ФИО и т. д.);
  • адрес регистрации пострадавшей стороны;
  • номера полисов ОСАГО;
  • информация о доверенном лице, если заявление подаёт представитель пострадавшего (например, компетентный юрист);
  • сведения о виновной стороне;
  • данные по ТС обоих участников ДТП;
  • информация о понесённых в результате аварии расходах;
  • подпись заявителя и дата передачи документа в страховую компанию.

В общем виде поэтапная инструкция по получению ПВУ от страховщика в 2020 году выглядит следующим образом:

  1. Первый шаг: составление документации на месте аварии. Этот этап требует особого внимания со стороны потерпевшего, поскольку от правильности оформления документов напрямую зависит возможность получения выплат. Неправильно составленные бумаги часто становятся основанием для отказа в ПВУ (особенно актуально при использовании Европротокола). Также нужно тщательно проследить, чтобы факты были отражены в полной мере.
  2. Второй шаг: передача документов страховщику.После оформления ДТП, подходящего под прямое возмещение убытков по ОСАГО, водитель должен передать уведомление о происшествии, заявление о получении ПВУ и иную документацию в собственную страховую компанию. Законодательство выделяет на это 5 рабочих дней при составлении Европротокола (статья 11.1 пункт 2 ФЗ №40) и 3 года при вызове на место ДТП сотрудников ГИБДД.
  3. Третий шаг: рассмотрение документации сотрудниками СК. Предоставленные бумаги подвергнутся тщательному анализу со стороны страховщика. По завершению водитель получит заключение о соответствии аварии страховому случаю, предусматривающему возможность выплаты ПВУ.
  4. Четвёртый шаг: осмотр транспортного средства. Работники страховой компании осмотрят автомобиль и оценят тяжесть ущерба. В результате будет объявлена сумма ущерба, подлежащая возмещению. При несогласии пострадавший может заявить страховой компании необходимость проведения независимой экспертизы степени повреждений (статья 12.1 ФЗ №40).
  5. Пятый шаг: получение выплаты. Если страховой случай подходит под прямое возмещение убытков, то СК выплатит средства в течение 20 календарных дней со дня получения заявления и сопутствующих документов. Деньги можно получить в наличной или безналичной форме по желанию потерпевшего. В дальнейшем СК самостоятельно будет решать вопросы по возмещению затрат со страховой виновника.

Размер компенсационной выплаты по ПВУ определяется представителями страховой компании или независимым экспертом по результатам осмотра повреждённого автомобиля.

Пострадавший имеет право не согласиться с результатами оценки и провести повторную экспертизу. В таких случаях он может самостоятельно выбрать компанию, предоставляющую независимого эксперта, но при этом и затраты ему придётся нести самому. Впоследствии можно возместить эти расходы и сумму, которая недоплачена в результате неверной оценки, через суд.

При определении итоговой суммы прямого возмещения убытков по ОСАГО учитывается следующая информация:

  1. Регион страхования ТС. Дело в том, что каждый регион устанавливает собственные ставки на восстановительные работы.
  2. Продолжительность срока страхования. Здесь всё достаточно просто – чем длительнее срок действия договора ОСАГО, тем крупнее сумма выплаты.

Приятное уточнение – теперь водители могут лично определить сумму полагаемой им выплаты через официальный сайт РСА. На нём можно рассчитать:

  1. Цену запасных частей. Необходимо указать; дату расчёта, регион расположения, марку и модель автомобиля, номер требуемых к покупке деталей.
  2. Стоимость ремонтных работ. Информация, которую нужно указать, аналогична предыдущему пункту.
  3. Цену дополнительных материалов и услуг, которые могут понадобиться. Нужно вставить сведения о производителе и названии материала или компанию, представляющую сопутствующие услуги.

Условия для возможности оформления европротокола при ДТП для получения выплаты

Разница между обычным страховым возмещением и ПВУ кроется в том, что в первом случае ущерб пострадавшему компенсирует страховая компания виновника, а во втором – собственная СК потерпевшего.

Введение безальтернативного ПВУ позволило обеспечить пострадавшему в ДТП гарантию того, что его страховщик не сможет отказаться принимать заявление на компенсацию. Конечно, при наличии оснований СК может законно отказать в выплате, но вот отказаться принимать заявку права не имеет.

Система прямого возмещения убытков по ОСАГО в 2020 году позволила:

  1. Предотвратить неправомерные отказы СК в рассмотрении страхового случая.
  2. Предупредить мошеннические действия со стороны страховщиков.
  3. Закрыть пробелы в существующем законодательстве.
  4. Упростить процедуру получения положенных выплат.
  5. Снизить время ожидания выплаты.
  6. Зародить в страховых компаниях желание развиваться и предоставлять лучшие условия клиентам.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, прямого возмещения не будет. Компенсацию за вред имуществу придется требовать напрямую с виновника — по договоренности или через суд.

За что положено возмещение

Пострадавший имеет право не только на ремонт или выплату, когда она положена по закону. Полис ОСАГО покрывает и дополнительные расходы: на эвакуатор с места ДТП, хранение автомобиля, доставку пострадавших в больницу.

Если повреждены дорожный знак, оборудование на АЗС или ограждение, их восстановление в пределах страховой суммы тоже оплатят в рамках ОСАГО. Даже за повреждение или утрату груза можно получить компенсацию. Естественно, груз должен принадлежать пострадавшей стороне, а не виновнику.

ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает не ущерб виновника, а тот ущерб, который виновник нанес кому-то. Чтобы возместить свои убытки и расходы, даже если виноват в ДТП, нужно покупать другую страховку, например каско или страхование груза.

Полная гибель

Полная гибель — это когда машину нельзя отремонтировать или расходы на ремонт превысят стоимость автомобиля до ДТП.

Сбор документов для получения возмещения по ОСАГО

При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.

Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.

Если страховая не работает с нужным автосервисом

Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.

Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.

Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.

Форма компенсации по ОСАГО

Обязательное страхование общегражданской ответственности было введено в нашей стране с 2003 года. Суть его состоит в том, что при причинении ущерба в случае ДТП страховая компания виновника выплачивает пострадавшей стороне компенсацию. Законом закреплены условия, порядок и суммы страхового возмещения в случае аварии.

Срок выплаты страховки в 2020 году

Обязательное автострахование по своей сути должно гарантировать каждому водителю возможность получить компенсацию за ущерб, нанесенный другим автовладельцем в результате ДТП. Однако на практике, чтобы получить необходимую компенсацию, приходится бороться со страховой компанией.

Очень часто оценщики страховой компании намеренно занижают стоимость ремонта, не замечают скрытых повреждений. И хоть методика по расчету компенсации едина для всех, но вводные данные туда заносятся как раз на основе экспертной оценки, поэтому очень часто водители получают компенсацию в 1,5-2 раза ниже рыночной стоимости ремонта.

Если у вас есть сомнения в том, что вам занизили выплату, то придется прибегнуть к услугам независимых экспертов. И если разница в их оценке и оценке экспертов страховой компании составит более, чем 10%, можно готовить документы для судебного разрешения конфликта. Перед обращением в суд стоит написать досудебную претензию страховщику, очень часто уже на этом этапе (понимая решимость клиента) страховая соглашается идти на диалог и начинает «торговаться».

Выплата за повреждение автомобиля в ДТП

Если в результате ДТП был поврежден только автомобиль и не было нанесено вреда здоровью участников аварии, то стороны могут оформить европротокол. Максимальная сумма страхового возмещения по нему составит 100 000 рублей (для Москвы и области, а также для Санкт-Петербурга и Ленинградской области – 400 000 рублей).

Если же повреждения более значительны, то на место аварии следует вызвать сотрудников ГИБДД для официальной фиксации ДТП. В случае такого оформления, потерпевшая сторона может рассчитывать на возмещение ущерба по ОСАГО максимально на 400 000 рублей.

Если же сумма ущерба превышает максимальный лит по ОСАГО, пострадавшая сторона имеет право обратиться в суд с целью взыскать с виновника ДТП недостающие средства.

Как мы выяснили в начале статьи, в срок 20 дней для выплаты входит в том числе предоставление потерпевшим автомобиля на осмотр. Кроме того, страховой компании даётся 5 дней на такой осмотр после приёма заявления на выплату. Но что, если Вы по тем или иным причинам не предоставили на осмотр автомобиль?! Ведь страховая не виновата в этом! Тогда срок в 20 дней приостанавливается вплоть до предоставления Вами автомобиля на осмотр (часть 11 стать 12).

Выплата за причинение вреда здоровью в ДТП

Если в случае ДТП пострадавший получил какие-либо травмы или увечья, то максимальная выплата по ОСАГО для этого случая будет составлять 500 000 рублей. Эта сумма является максимальной, а размер конкретной выплаты определяется индивидуально в зависимости от степени тяжести полученных повреждений. Выделяют 3 степени тяжести:

  1. Легкая (незначительное повреждения)
  2. Средняя (нарушения здоровья, не опасные для жизни)
  3. Тяжелая (опасные для жизни травмы и повреждения)

Доп соглашение при ремонте или выплате

Определяют состояние пострадавшего врачи скорой помощи или того медицинского учреждения, куда был доставлен потерпевший. На основе необходимых обследований они составляют судебно-медицинское заключение, которое затем необходимо будет предъявить страховой компании для получения выплаты.

Если же потерпевший в результате ДТП получил травмы, на основании которых ему установили группу инвалидности, то здесь предусмотрено дополнительное возмещение:

  1. Для I группы инвалидности – 500 000 рублей;
  2. Для II группы инвалидности – 350 000 рублей;
  3. Для III группы инвалидности – 250 000 рублей;
  4. Для категории «ребенок-инвалид» – 500 000 рублей.

Практика показывает, что сложнее всего получить выплаты за легкие телесные повреждения, такие как ушиб головы, потеря зубов, легкое сотрясение мозга. Однако пострадавший должен помнить, что страховая компания ОБЯЗАНА возмещать ущерб и в этих случаях. Для того, чтобы впоследствии получить выплаты нужно обязательно пройти медицинское освидетельствование на месте или в стационаре и взять у врача заключение о степени повреждений.

Выплата в случае составления европротокола

Не всегда ДТП заканчиваются без жертв, достаточно часто на дорогах происходят аварии с летальным исходом.

С 2018 года на получение компенсации при смерти пострадавшего могут претендовать не только лица, находившиеся на его иждивении (как было ранее), но и просто его родственники. Максимальная компенсация в случае гибели водителя составляет 500 000 рублей, из которых 25 000 – это максимум возмещения расходов на погребение, 475 000 рублей – материальная помощь семье погибшего.

Сумма возмещения  500 000 рублей – это выплата для каждого погибшего, то есть если в аварии погибло несколько человек, сумма выплат увеличивается кратно числу погибших.

Несколько лет назад в нашей стране было введено понятие европротокола, то есть водителям была дана возможность оформлять небольшие ДТП без вызова инспектора ГИБДД. Основными условиями оформления аварии по европротоколу являются

  1. отсутствие жертв в аварии,
  2. достигнутое взаимопонимание между водителями (признание вины),
  3. небольшой масштаб повреждений;
  4. участие в ДТП только 2 автомобилей.

При соблюдении этих условий пострадавшая сторона может рассчитывать на максимальную страховую выплату в размере  100 000 рублей, а для аварий, произошедших в Москве и области, Санкт-Петербурге и Ленинградской областях – до 400 000 рублей.

А уже с 1 октября 2019 года максимальная выплата по ОСАГО по европротоколу сравняется с со способом оформления аварии с выездом ГИБДД и станет равной 400 000 рублей для всех регионов страны. При этом, если автомобили оборудованы системой ГЛОНАСС, то взаимопонимания между участники становится необязательным условием.

Выплата при отсутствии ОСАГО

Полис ОСАГО наряду с водительским удостоверением является в нашей стране обязательным документом при управлении автомобилем. Однако может так случиться, что при ДТП полис будет отсутствовать у одной из сторон происшествия. Сразу стоит отметить, что если у одного из владельцев транспортного средства нет полиса ОСАГО, оформить ДТП по европротоколу невозможно.

Если у потерпевшей стороны не оформлена автогражданка, то это не помешает ему получить страховое возмещение, однако ему нужно будет обращаться со всеми документами не в свою страховую компанию (которой у него нет), а к страховщику виновника. Также если в этом случае оформление происходит с участием инспектора ГИБДД, пострадавшая сторона получит штраф в размере 800 рублей за отсутствие ОСАГО.

Если же полиса ОСАГО нет у виновника ДТП, то он обязан возместить ущерб пострадавшей стороне лично. Обычно в таких случаях (при отсутствии серьезных травм или человеческих жертв), участники ДТП пытаются урегулировать проблему непосредственно на месте. В таким случае потерпевший должен предоставить расписку о том, что он получил компенсацию и не имеет претензий.

Если же договориться на месте не получается, то следует вызвать наряд ГИБДД для фиксации аварии. Инспектор ГИБДД на месте выпишет штраф виновнику за отсутствие ОСАГО, а вот требовать возмещения компенсации пострадавшему придется через суд. Как показывает практика, виновнику аварии проще и выгоднее договориться на месте, потому что суд в большинстве случаев присудит ему возмещение убытка, а также дополнительно возмещение понесенных пострадавшей стороной судебных издержек.

Максимальная выплата по ОСАГО

Размер страховых выплат по ОСАГО регулируется Федеральным Законом № 40 «Об ОСАГО», контроль за исполнением этого закона возложена на Центробанк России.

В законе прописаны предельные лимиты возмещения ущерба по полису ОСАГО:

  1. имущественный ущерб (если пострадало транспортное средство) – до  400 000 рублей;
  2. ущерб жизни и здоровью человека  – до 500 000 рублей;
  3. компенсация ущерба при оформлении ДТП по европротоколу  – 100 000 рублей.

Независимая экспертиза при ДТП

После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.

Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.

Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.

Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.

При попадании в аварии водитель обязан сообщить об этом в страховую компанию. Иногда уже после этого компания предлагает выслать на место оценщика, который зафиксирует все детали ДТП и оценит сумму предстоящего ремонта. Иногда такой осмотр машины экспертом происходит позже, но его срок не должен превышать 5 дней с момента аварии, иначе страховая может начать уклоняться от своих обязанностей по возмещению ущерба.

Но как показывает опыт, оценщики со стороны страховой компании действуют обычно в ее интересах, занижая стоимость компенсации ущерба. Поэтому нередко пострадавшему в ДТП водителю приходится обращаться за оценкой к независимым экспертам. И вот их оценка проводится обычно справедливо, и увеличивает стоимость возмещаемого ущерба порой на 100-200 тысяч рублей.

ВАЖНО: Организовывать независимую экспертизу водитель имеет право лишь после того, как его машины уже была осмотрена работниками страховой компании. Иначе есть риск того, что оценка независимой экспертизы не будут приняты во внимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector