Расторжение соглашения об установлении сервитута

Основания для прекращения частного сервитута

Публичный сервитут, согласно действующим нормам земельного права, устанавливается только в ходе общественных слушаний. Ограниченное право пользования землей для нужд муниципалитета, государства или общества устанавливается по некоторым из оснований:

  • при проведении дренажных работ на данном участке земли;
  • при монтаже дорожных знаков, геодезических знаков, свободного подъезда к ним;
  • при ремонте дорожного покрытия или инженерных и прочих коммуникаций;
  • для проведения охоты, рыбалки;
  • для прогона сельскохозяйственных животных по участку при отсутствии обходного пути.

Полный список оснований для возникновения публичного сервитута можно прочитать в статье 23 действующего Земельного Кодекса РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Частный сервитут, как ограниченное право пользования землей, возникает тогда, когда собственник одного земельного участка претендует на использование части соседнего земельного участка. Такие правовые претензии чаще всего встречаются в сельской местности, где частные домовладения расположены рядом друг с другом так, что одним соседям рано или поздно приходится пересекать или частично использовать землю других соседей.

Тот собственник, на чей участок земли были возложены права по сервитуту, вправе требовать материальную компенсацию (плату) за использование его собственности. Однако это не означает, что такая плата ему будет выдана, поскольку чаще всего устанавливаются ограниченные права на использование земли во время судебных тяжб.

Кроме того, некоторые основания не подразумевают выплату денежных средств. Например, подвод коммуникационных сетей соседям, в случаях если нет иного варианта выполнения работ, вряд ли будет оплачен.

Прекращение действия сервитута любого вида невозможно по заявлению лица, в пользу которого он был установлен, то есть собственник земельного участка, на который были наложены ограничительные права, не может самостоятельно требовать отмены такого ограничения.

Расторжение соглашения об установлении сервитута

Как показывает судебная практика, чаще всего для прекращения публичного сервитута основанием является окончание срока действия нормативно-правового акта, которым ограничительное право было наложено, например, при окончании соответствующих работ. При этом закончены все работы могут быть раньше, чем указано в акте.

Собственник земельного участка имеет право обратиться в местную администрацию, к представителям местных органов власти, с целью прекращения действия публичного сервитута. Отказать ему в этом никто не может.

Если во время действия акта о публичном сервитуте земельный участок собственника был подвержен кардинальным переменам негативного характера (испорчен или приведен в непригодное для дальнейшего использования состояние), то собственник имеет право обратиться в суд для получения материального возмещения или же продажи этого участка в пользу муниципалитета по его кадастровой стоимости. Независимая оценка ущерба экспертом придется тут как нельзя кстати.

Предлагаем ознакомиться  Как не нарушая закон сдать квартиру

Прекращения сервитута частного характера возможно, согласно законодательству, по нескольким причинам:

  • Лицо, в чью пользу был составлен акт, отказалось от своих прав на использование чужого земельного участка.
  • Закончились основания для использования чужого земельного участка для определенных работ. К примеру, все коммуникации уже были подведены, необходимость в проходе и реализации чужой земли отпала.
  • Невозможность использования своего права на сервитут на чужом участке земли. Чаще всего такое происходит в тех случаях, когда при прокладке электрической сети через соседний участок возникают определенные ситуации, при которых выполнение названных действий становится невозможным. В этом случае прекращение сервитута происходит как бы автоматически. Что при этом не означает, что требуется получить соответствующий акт об отмене права ограниченного использования чужой собственности.

Способов для прекращения прав на ограниченное пользование землей существует не так уж и много, все они оговорены в земельном праве, поэтому чаще всего истолковываются даже гражданами без юридического образования верно.

Для того чтобы получить акт, в котором указано, что право на ограниченное пользование землей было прекращено, необходимо обратиться с заявлением и документами в отдел земельно-имущественных отношений представителей местного самоуправления. При себе необходимо иметь:

  • акт об установлении сервитута;
  • свидетельство о праве собственности на земельный участок;
  • документ, удостоверяющий личность.

Если публичный сервитут носил временный характер с указанным, точно прописанным сроком, то основанием для выдачи акта о прекращении достаточно только того, что в документах об установлении обременительного права указана дата окончания действия. В этом случае акт об отмене выдается не позднее 10 рабочих дней.

Если же публичный сервитут был установлен с неограниченным сроком действия, то в качестве основания его прекращения потребуются дополнительно документы, подтверждающие, что потребность в использовании земли конкретного собственника отпала. Например, можно запросить акт об окончании ремонтных работ дорожного полотна или прокладывания коммуникационных сетей.

Расторжение соглашения об установлении сервитута

Для установления сервитута в отношении земельного участка, форма собственности которого является государственной или муниципальной, необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением о заключении соответствующего соглашения (образец подаваемого документа можно найти в Интернете).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

При этом форма заявления требует указания цели установления сервитута, а также предполагаемый для него срок. В случае если сервитут касается не всего земельного участка, а только его части, с заявлением также необходимо предоставить соответствующую схему границ территории.

Предлагаем ознакомиться  Расторжение договора задним числом по соглашению сторон

В настоящее время закон предоставляет возможность подавать документы как в письменном, так и в электронном виде. При этом, в соответствии со ст. 39.26 ЗК РФ, уполномоченный орган обязан отреагировать на поданное заявление в тридцатидневный срок либо положительным решением, либо отказом с указанием причин.

При отсутствии возражений со стороны уполномоченного органа заявителю направляются экземпляры проекта соответствующего соглашения. При этом если предложенная заявителем форма границ земельного участка по каким-либо причинам не позволяет принять положительное решение, ему может быть направлено альтернативное предложение, предусматривающее иные границы.

Получив уведомление уполномоченного органа, необходимо подготовить документы для осуществления кадастрового учета земли и направить соответствующее обращение для его проведения. Уведомленному о кадастровом учете земли уполномоченному органу предоставляется тридцать дней, чтобы направить заявителю соглашение для сервитута, после чего тот в такие же сроки обязан его подписать.

Наряду с прочими нюансами, в соглашении также указывается необходимая плата за пользование сервитутом. При этом в зависимости от того, кем предоставлено право сервитута, плата за него поступает либо лицу, заключившему соглашение, либо в соответствующий бюджет.

Выступающие в качестве арендатора земельного участка лица, заключающие соглашения об установлении сервитута, могут быть как физическими, так и юридическими.

При этом форма пользования земли также может отличаться. Она может быть, например, предоставленной в наследуемое владение или в аренду.

Причем срок сервитута не может превышать срок аренды или безвозмездного пользования на эту землю, а соглашение заключается между землевладельцем, землепользователем и арендатором, как правило, не требуя согласия уполномоченного органа.

Если же землепользователем или арендатором является предприятие или учреждение, для соглашения может понадобиться получить письменное согласие органов исполнительной власти, в ведении которых находятся эти юридические лица.

После заключения соглашения о сервитуте в отношении земельного участка необходимо в десятидневный срок уведомить о нем уполномоченный орган. При этом форма уведомления, образец которой можно найти в Интернете, требует указать основание для заключения соглашения — п. 3 ст. 39.24 ЗК РФ, а также номер и дату заключения договора, по которому земельный участок предоставлялся в пользование.

Кроме того, указываются все стороны, имеющие отношение к правам на земельный участок: лицо, предоставившее сервитут; каким землепользователем, землевладельцем или арендатором земли предоставлено право пользования им и наименование или ФИО лица, с которым устанавливался сервитут.

Предлагаем ознакомиться  Договор может быть пролонгирован по соглашению сторон

Вместе с уведомлением также необходимо предоставить копию соглашения об установлении сервитута. При этом если уведомление подписывается не самим лицом, предоставившим право сервитута, а его представителем, к нему должна прилагаться соответствующая доверенность.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Согласно п. 5 ст. 23 ЗК РФ сервитут в отношении земли должен иметь минимальное обременение. Поэтому если лицо, предоставившее право сервитута, сочтет, что последний нарушает его законные права, оно может обратиться в суд.

Основанием для такого судебного разбирательства может стать несоответствие нормативного акта, на основании которого заключалось соглашение об установлении сервитута, нормативно-правовому акту с большей юридической силой.

Кроме того, прекращение соглашения по решению суда может произойти, если лицо, предоставившее право сервитута, докажет, что вследствие реализации последнего нарушаются его права в сфере ведения экономической деятельности или же создаются препятствия для ее проведения.

Осуществление прекращения сервитута, способы его прекращения

Поскольку земельные отношения регулируются не только Земельным кодексом РФ, но и Гражданским, в последнем достаточно четко прописано, как именно происходит прекращение сервитута. Так, в статье 276 действующего Гражданского кодекса РФ указано, что прекращение права ограниченного пользования землей происходит после прекращения оснований для этого права.

В случаях если представители местных органов власти не оказали никаких действий по прекращению сервитута и не выдали соответствующий акт, то обращения в судебные органы не избежать.

Судебные тяжбы по поводу прекращения действия сервитута

Нередко гражданам приходится доказывать свои права на полное использование без ограничений земельного участка путем обращения в судебные органы. Для этого при себе необходимо иметь точно такой же список документов, что и при обращении к представителям местного самоуправления.

Обоснованность отказа в прекращении сервитута рассматривается мировыми судами, а в случаях если одна из сторон не согласна с вынесенным решением, то в судах высших инстанций. Как правило, если оснований для продолжения использования чужого земельного участка нет, то муниципалитет и не настаивает на таком праве.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Гражданин, чьему участку был нанесен ущерб, может подать иск в суд о возмещении материального и морального вреда к органам местного самоуправления. Суд, оценив нанесенный ущерб, вправе удовлетворить иск полностью или частично.

Более того, суд может предложить сторонам решение в виде купли-продажи участка собственника муниципалитетом. В этом случае окончательное решение останется за собственником, который вправе принять такие условия или же настаивать и дальше на возмещение ущерба в денежном эквиваленте с сохранением имущества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Adblock detector